В Архангельске прошла встреча с участниками исследовательской экспедиции, которые в течение недели изучали дорожную инфраструктуру и туристский потенциал Архангельской области.
Напомним, что два экипажа экспедиции стартовали в Вельске 18 мая. За неделю они успели посетить Вельский, Устьянский, Холмогорский и Приморский районы. Целых два дня ушло на осмотр достопримечательностей, кафе и отелей, а также потенциальных площадок для кемпстоянок в Архангельске.
24 мая на семинаре-совещании в Агентстве регионального развития эксперты поделились первыми наработками, которые удалось сделать в ходе поездки, рассказали о специфике составления маршрутов для российских и иностранных автотуристов, об общих требованиях к обустройству территорий кемпингов и кемпстоянок.
В совещании приняли участие заместитель министра культуры Архангельской области по вопросам туризма, представители администрации Архангельска, регионального министерства природных ресурсов, гостиничного бизнеса, каршеринговых компаний, туристско-информационных центров и другие. По видеосвязи к диалогу подключились главный редактор профильного портала RV Land, представители Кенозерского национального парка, администрации Каргопольского округа и районов Архангельской области.
Как отметил руководитель экспедиции, президент общественной организации «Лига караванеров» Андрей Артюхов, Архангельская область стала одним из первых регионов, который откликнулся на предложение Ростуризма по созданию маршрутов для автопутешественников.
— Цель и задачи экспедиции — изучить турпотенциал Архангельской области и представить его автопутешественникам и караванерам, которые в 2022 году приедут на крупнейший фестиваль в сфере международного автотуризма и караванинга — 91st FICC International Rally, который пройдет с 27 июля по 7 августа в Москве, — пояснил он.
Также по итогам экспедиции будут разработаны предложения и рекомендации по улучшению дорожной инфраструктуры для увеличения въездного турпотока в Архангельскую область.
Существующую дорожную инфраструктуру региона эксперты оценили на твердую четверку, отметив, что все предпосылки для развития есть.
— Север всегда привлекал автопутешественников и сейчас стал интересен для караванеров. Дорога в Архангельск комфортная. Мы быстро добрались по трассе М8. Удивило, что есть площадки для отдыха и они систематизированы, — сказал Андрей Артюхов. — Очень понравилось качество придорожного питания — в меню кафе представлена местная кухня и разнообразные блюда из рыбы, что уже наталкивает на позитивное отношение, ведь Архангельск — это рыбный край.
Для туристов, путешествующих на автомобилях, важно, чтобы по дороге было комфортно ехать, а это значит наличие сети заправок, отелей и гостевых домов, мест питания, понятной туристской навигации и объектов показа.
— Мы уже нашли примерно 5-6 точек, подходящих для кемпинговых стоянок при условии доработки, — сказал участник экспедиции Михаил Шишов.
Эксперты отметили, что гостиницы, существующие в Архангельской области, имеют достаточную загрузку, поэтому на высокий летний сезон за счет организации кемпинговых стоянок, которые не требуют капитального строительства и больших вложений, удастся увеличить количество мест размещения.
Оборудование таких стоянок — вопрос бизнеса и инвесторов. Нужно понимать, что основной доход приносит не само размещение на стоянке, а сопутствующие услуги: туалеты, душ, вода и электричество, организованный вывоз мусора, прачечная и кухня, детские и спортивные площадки и многое другое.
С учетом всех нюансов и ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, произошло переформатирование рынка и при должных условиях трафик автотуристов вырастет уже в самое ближайшее время.
— Скажу честно, в Карелии стало тесно. Многие районы Архангельской области ближе и интереснее, чем Карелия, поэтому их нужно продавать московской агломерации и близлежащим областям, — сказал руководитель экспедиции. — Автопутешественники — это более массовый сегмент. Они готовы приехать в любое время, но именно для них важно качество инфраструктуры. Жители крупных городов, выезжая в регионы, хотят видеть соответствующий сервис.
По словам экспертов, чтобы сделать отдых в Архангельской области комфортным для автотуристов, необходимо обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, на местах не хватает информации о туристских ресурсах и объектах туристской индустрии. Во-вторых, нет узнаваемости территории и низкая активность продвижения местных брендов. В-третьих, туристу не на что тратить деньги: во многих точках не хватает сувенирных лавок с оригинальной продукцией, недостаточно информации о дополнительных услугах (экскурсиях и мастер-классах), в музеях нет интерактивных и современных программ для молодежи.
— Я уже 25 лет путешествую на машине и 12 лет с семьей путешествую на автодоме. Это гораздо интереснее, чем на самолете или поезде, ведь ты полностью погружаешься в тот регион, по которому путешествуешь. На автомобиле ты можешь заехать в красивую деревню, пообщаться с местными жителями, найти красивую обзорную площадку и отдыхать в удобном для тебя ритме, — добавил Андрей Артюхов.
После Архангельска, исследовательская экспедиция направилась в беломорский деревни — Солза и Нёнокса, а также Онежский район.
Итоги экспедиции будут представлены на конференции по развитию автотуризма «Заповедные земли Русского Севера», которая пройдет в городе Каргополе при поддержке Федерального агентства по туризму. Регистрация на конференцию открыта по ссылке.
Туристско-информационный центр Архангельской области