На художественной выставке «Борис Диодоров. Друзья и ученики» Государственного мемориального музея-заповедника А. С. Пушкина предоставляется редкая возможность соприкоснуться с иллюстративным миром целой плеяды талантливых и неординарных художников, вдохновлёнными великими произведениями русских и зарубежных писателей.
Открывают экспозицию выставки оригинальные офорты всемирно известного иллюстратора, народного художника России, лауреата всех основных отечественных и зарубежных премий в области книжного искусства, профессора Бориса Аркадьевича Диодорова (1934 г.) к трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и его народным рассказам; к поэтическому циклу И. С. Тургенева «Песнь души»; к сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» и к сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Иллюстрирование произведений таких классиков – задача не из лёгких и требует от художника чуткого понимания и проникновения. Сам Б. А. Диодоров считает, что «искусство – это когда вы ещё не увидели для себя красоту и гармонию творения, а художник, открыв, дарит её Вам – вот истинное искусство. И оно не приемлет ничего суетного, лишнего». По его мнению, соединение с творческим наследием этих авторов позволяет мастеру выразить свой духовный и художественный мир. При этом, оставаясь собой, каждый раз он ищет индивидуальный ключ к литературному произведению, однако всякий раз Диодоров немного другой. Работая над поздними рассказами Л. Н. Толстого («Бог правду видит, да не скоро скажет», «Где любовь, там и Бог», «Ягоды», «Три старца», «Крестник», «Много ли человеку земли нужно»), художник открыл для себя высокие нравственные заповеди писателя.
Изысканная узнаваемая манера, филигранная отделка рисунка характеризуют иллюстрации Б. А. Диодорова. Их можно долго рассматривать, ибо они сотканы из множества мельчайших художественных деталей. Созданные им образы в его иллюстрациях передают всю гамму эмоциональных переживаний и характеры взаимодействий изобразительными средствами: светотеневыми контрастами пятен, заливок, ритмов, линий, штрихов. В совершенстве владея техникой офорта, с использованием акватинты и акварели, объединяющей графическое и живописное, он органично соединил в своей стилистике суриковскую реалистическую школу фигуративного «тонового» изображения с традициями «мирискусников» рубежа XIX-XX веков. Иллюстрация, как отмечают исследователи его творчества, воспринимается Диодоровым (как и Бенуа, и Добужинским, и Билибиным) «как остановка в движении, как сцена, как нечто явленное зрителю – поражающее, многозначительное, чарующее, удерживающее».
Отдельный раздел выставки посвящён кругу именитых друзей Диодорова, чьи работы, как и мастера уникальных иллюстраций, входят в коллекции ведущих музеев страны – Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Русского музея, Эрмитажа, литературных музеев Москвы, Петербурга и других городов, а также Пушкинского Заповедника. Это изумительные по своему содержанию книжные иллюстрации академиков Российской академии художеств – С. М. Бархина (1938-2020) к знаменитым «Кентерберийским рассказам» английского поэта XIV века Джеффри Чосера и Н. Л. Воронкова (1934 г.) к трогательно лирической повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо».
Это и офорты Ю. И. Селивёрстова (1940-1990) к притче о «Великом инквизиторе» в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», от которых оторваться невозможно, пока не рассмотришь каждый штрих, чтобы понять замысел художника и сопоставить его с замыслом писателя. Притча явилась своеобразной квинтэссенцией философии Достоевского, творчество и мысль которого, Селивёрстов ценил настолько, что считал его одним из трёх представителей мирового древа литературы наряду с Гоголем и Пушкиным.
Это и выразительные иллюстрации народного художника России В. А. Носкова (1926-2007) к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», выполненные в технике цветной ксилографии. И самобытные работы С. В. Юкина (1941 г.), иллюстрирующего и Жюля Верна, и трогательно философский роман Р. Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена», и экзотический мир сказок северной Африки. И колоритные иллюстрации заслуженного художника России, профессора О. Ю. Яхнина (1945 г.) к рассказу А. С. Грина «Крысолов».
Здесь показан и загадочный мир русских и литовских сказок в дивных иллюстрациях В. В. Вагина (1937 г.) и Пликионите-Бружене (1943 г.). И здесь же представлен портрет Л. Н. Толстого, исполненный талантливым графиком, ученицей Диодорова – Е. Ю. Рябининой, являющейся с 2013 года членом Союза художников РФ.
Многие ученики Б. А. Диодорова активно занимаются творческой деятельностью, имеют награды российских и международных конкурсов и выставок. Больше десяти лет он возглавлял кафедру иллюстрации и эстампа в Московском государственном университете печати. Напутствуя своих выпускников, духовный их наставник, маститый художник-педагог неизменно призывает браться за классику, ибо, по его эстетическим воззрениям, «художественные удачи в работе над классикой – они бессмертны».
Возглавив в 2013 году Центр полиграфических искусств «Печатный двор Ивана Федорова», Б. А. Диодоров инициировал ежегодные студенческие пленэры в Михайловское. По результатам творческих практик ученики Диодорова стали авторами двух экспонируемых на выставке альбомов «Дорога к Пушкину», каждый из которых состоит из 14 листов цветных литографий.
Почитаемого художника и музей-заповедник связывают давние творческие связи, зарождение которых произошло в 1958 году, когда он, будучи студентом Московского художественного института имени В. И. Сурикова, приехал на творческую практику. В 1999, в год 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, в Научно-культурном центре музея Диодоров представил персональную выставку своих графических шедевров.
В 2022 году Борис Аркадьевич, в честь празднования столетия со дня основания Пушкинского Заповедника, даровал в музейный фонд около двухсот работ, в число которых вошли как авторские творения, так и знаменитых художников-иллюстраторов и его учеников. Они и составили экспозицию выставки, ознаменованной к тому же 205-летием со дня рождения И. С. Тургенева и 195-летием со дня рождения Л. Н. Толстого, чьи произведения предстают в изобразительных композициях выдающегося художника Б. А. Диодорова.