Выставка, посвященная творчеству замечательного ленинградского графика, признанного мастера офорта, заслуженного (1978) и народного художника РСФСР (1983) Василия Михайловича Звонцова (1917–1994), ставит своей целью показать нерасторжимую творческую и личную связь художника с пушкинскими местами Псковской земли.
6 июля 1965 года В. М. Звонцов сделал первую запись в Книге почетных посетителей Пушкинского Заповедника: «Если верно, что у человека может быть вторая Родина, – так вот она: Михайловское, – которому я с восхищением отдаю вторую половину своей жизни». А 12 февраля 1980 года – вторую: «Если я теперь представляю собой что-то как художник, то это произошло, в значительной степени, благодаря Михайловскому. Здесь рождены лучшие мои вещи. 23 года назад я назвал эти места второй Родиной. Сейчас я с еще большей уверенностью повторяю это…».
«Очарованный чудом» – такое определение дал художнику поэт Михаил Дудин. Экспозицию составили работы В. М. Звонцова из фондов Пушкинского Заповедника, с которым художника связывало более 30 лет дружбы и сотрудничества. Благодаря личной дружбе легендарного директора Пушкинского Заповедника С. С. Гейченко и В. М. Звонцова в собрании музея появились работы, выполенные на этой земле и большей частью поступившие в дар. Они сформировали иконографическую базу пейзажей пушкинских мест второй половины XX века. На сегодняшний день коллекция работ В. М. Звонцова в Пушкинском Заповеднике насчитывает около 300 единиц. На выставке в тематико-хронологическом порядке представлены все техники, в которых работал мастер: карандаш, уголь, тушь, акварель, китайская тушь, офорт. Здесь отражено его участие в художественном проектировании и оформлении экспозиций и объектов Пушкинского Заповедника: Дом управляющего в Михайловском, Святые (Пятницкие) ворота в Святогорском монастыре-музее и др. Представлен Звонцов как автор иллюстраций к первому изданию книги «А. С. Пушкин. Стихи, написанные в Михайловском» (1967, сост. С. С. Гейченко), 5-ти изданий книги Гейченко «У Лукоморья». С иллюстрациями В. М. Звонцова массовыми тиражами выходили художественные открытки, альбомы, памятки, путеводители по Пушкинскому Заповеднику. В 1983 году С. С. Гейченко писал о друге: «Имя… ленинградского художника-графика В. М. Звонцова навсегда вписано в историю Пушкинского Заповедника, поскольку многие его гравюры, офорты стали символами самого пушкинского духа…».
Результаты преподавательской деятельности художника в Институте им. И. Е. Репина (Санкт-Петербург) представлены созданными им учебниками.