12+
Вологда, Советский пр-т, 6

Анна Семеновна Голубкина (1864–1927). К 160-летию со дня рождения

Санкт-Петербург, Русский музей, Корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, д. 2)

 

Анна Семеновна Голубкина (1864–1927). К 160-летию со дня рождения

21 февраля – 13 мая 2024

А.С. Голубкина. Портрет Л.Н. Толстого. 1927. Отлив 1947. Бронза

Выставка проводится в зале № 80 второго этажа Корпуса Бенуа.

28 января 2024 года исполнилось 160 лет со дня рождения выдающегося русского скульптора Анны Семеновны Голубкиной. В Русском музее ее творчество представлено на основной экспозиции в Корпусе Бенуа и в двух открытых фондах скульптуры в Михайловском замке.

На юбилейной выставке экспонируются характерные произведения скульптора разных лет.

Женская голова (1902–1903. Мрамор, известняк). В 1902–1903 годах Голубкина жила в Париже и осваивала технику работы в мраморе. Ее успехи были оценены многими современными французкими скульпторами и критиками. В частности, искусствовед Ж.-Л. Водуайе писал о мраморной «Женской голове», выставлявшейся в Париже на Осеннем салоне: «Есть в этой маске сила и мысль, а работа скульптора с материалом искуссна и легка». Долгое время произведение Голубкиной находилось в Париже у О.Н. Мечниковой в Пастеровском институте, где она работала вместе с мужем И.И. Мечниковым. Только в 1938 году удалось привезти уникальное произведение, выполненное скульптором в начале творческого пути, в московский Музей-мастерскую А.С. Голубкиной (в 1953 году передан в Государственный Русский музей).

«Кочка» (1904. Отлив: 1940. Бронза). Анна Семеновна Голубкина вспоминала, что «в каждой лужице, в каждой кочке, в каждой веточке я вижу образы», нередко навеянные народными преданиями. Например, о полуверцах – пропавших без вести людях или детях, умерших некрещеными и являющихся в человеческом облике. Образное решение группы «Кочка» проникнуто символикой, фигурки детей будто притаились и притихли, пребывая одновременно как в реальном, так и сказочном мирах. Для этой работы позировали племянницы скульптора Александра Николаевна (1899–1967) и Вера Николаевна (1901–1976) Голубкины.

Портрет А.О. Гунста (1905. Бронза). Анатолий Оттович Гунст (1858–1919) – архитектор, организатор Классов изящных искусств, открытых в 1886 году в Москве. Это было одно из немногих художественных заведений, где разрешалось учиться женщинам. Гунст проявил интерес к незаурядному таланту молодой художницы, принял ее без вступительных экзаменов и освободил от платы за обучение. Будучи уже признанным скульптором, Голубкина, в знак благодарности и глубокого уважения, вылепила портрет А.О. Гунста и подарила его своему первому наставнику. Работа выполнена в свойственной мастеру свободной импрессионистической манере с тщательно проработанными портретными чертами.

Портрет Льва Николаевича Толстого (1927. Отлив: 1947. Бронза). Портрет великого русского писателя Льва Толстого – последний завершенный портрет работы А.С. Голубкиной, созданный в 1927 году по заказу московского Музея Л.Н. Толстого. Голубкина лепила портрет, основываясь только на своих воспоминаниях, без использования каких-либо документальных материалов. Она сохранила яркие впечатления от единственной встречи с писателем, вдохновлялась его творчеством, думала и говорила о нем. Это позволило создать образ исполина мысли, не скованный чужими представлениями. Импрессионистическая манера лепки с характерной игрой светотени не противоречит мощи монументальной формы, что находится в полном соответствии с восприятием скульптором Толстого как глубокой и в то же время противоречивой личности.

Березка (1927. Отлив: 1948. Бронза). «Березка» – одна из скульптур, предшествовавших последнему незаконченному произведению А.С. Голубкиной, которое она предполагала выполнить в дереве. Утонченный, лирический образ, в меру условный пластический мотив, в котором просматривается силуэт деревца, стоящего на ветру, в результате приобрел знаковый характер. Название работы появилось случайно. Голубкиной понравилось замечание одного из посетителей мастерской, и произнесенное слово «березка» закрепилось за изящной, стройной и в то же время стойкой фигурой, вызывающей ассоциации с фольклорными образами: «Во поле березонька стояла…».

Возрастное ограничение: 0+

А.С. Голубкина. Портрет А.О. Гунста. 1905. Бронза

А.С. Голубкина. Кочка. 1904. Отлив 1940. Бронза

А.С. Голубкина. Женская голова. 1902–1903. Мрамор, известняк

А.С. Голубкина. Березка. 1927. Отлив 1948. Бронза

http://www.rusmuseum.ru/

Все мероприятия