Санкт-Петербург, Русский музей, Строгановский дворец (Невский пр., д.17)
Михайла. Икона. Воскрешение Лазаря. Конец XVI в. Строгановская школа. Дерево, левкас, темпера
Выставка «Иконы из коллекции Сергея Григорьевича Строганова» знакомит посетителей с произведениями иконописи и лицевого шитья из фондов Русского музея. Залы Строгановского дворца выбраны для выставки не случайно: именно здесь до революции хранились многочисленные коллекции графов Строгановых – картины западноевропейских и русских художников, скульптура, иконы, семейные реликвии.
Граф Сергей Григорьевич Строганов (1794–1882) – представитель знаменитой династии Строгановых, член Комитета устройства учебных заведений, попечитель Московского учебного округа, в 1860–1865 гг. – наставник наследника цесаревича Николая Александровича. Он внес значительный вклад в дело пополнения семейных богатств, приумножил фамильную галерею, собрал уникальное собрание русских икон.
Во второй половине XIX века коллекция икон Сергея Григорьевича Строганова принадлежала к числу самых значительных. Большемерные образа из соборных иконостасов и миниатюрные (пядничные) иконы из пристенных киотов привлекли внимание графа как памятники христианского благочиния его предков. Архивные изыскания показали, что эти иконы происходили из убранства Благовещенского собора в Сольвычегодске – родовой вотчины именитых людей Строгановых, богатейших солепромышленников. Основатель династии Иоанникий Строганов, затем его сыновья и внуки на протяжении десятилетий снабжали собор иконами, драгоценной утварью и искусными произведениями шитья. Царским иконописцам в Москве и мастерам в северных мастерских заказывались многочисленные иконные образы. Особую ценность придавали иконам надписи на тыльных сторонах, запечатлевшие имена вкладчиков – предков графа Строганова, а также мастеров, выполнявших их заказы.
Исключительное мастерство икон «мелочного письма» позволило в дальнейшем именовать произведения «новгородскими письмами». Эти иконы отличаются тонкой миниатюрной техникой, малыми размерами, подчас редкими сюжетами и смелой иконографией.
После переезда С.Г. Строганова в Санкт-Петербург собрание, разросшееся за счёт новых приобретений и насчитывавшее около 180 икон древнего и нового письма, разместилось в фамильном доме на Мойке – Строгановском дворце.
Наряду с иконами, в состав выставки вошли памятники лицевого шитья из других частных собраний, исполненные женами именитых людей Строгановых. По заказам Строгановых в Сольвычегодске, Москве и других городах работали мастера-серебряники. Владея сложными техниками, они создавали многочисленные предметы церковной и светской утвари.
Никифор Савин. Икона. Чудо Георгия о змие. Первая четверть XVII в. Москва. Строгановская школа. Дерево, левкас, темпера
Икона. Избиение святых отец на Синае и в Раифе. Начало XVII в. Строгановская школа. Дерево, левкас, темпера
Семен Бороздин. Икона. Богоматерь Боголюбская. Конец XVI — начало XVII в. Строгановская школа. Дерево, левкас, темпера
Плащаница. Положение во гроб. 1602. Строгановская мастерская. Камка, шелк, золотые и серебряные нити