27 ноября 2025 года в 16.00 в Инженерном доме Петропавловской крепости открывается выставка «Карл Росси. К 250-летию со дня рождения архитектора». Она рассказывает о творчестве Карла Росси — великого зодчего-градостроителя, непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по красоте и великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, определивших парадный облик российской столицы в первой четверти XIX столетия. На выставке представлено более 150 созданных Карлом Росси архитектурных и градостроительных проектов, предметов и эскизов предметов декоративно-прикладного искусства из собраний Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Павловск», Музея Академии художеств, Российской национальной библиотеки, Российского государственного исторического архива, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
.jpg)
Карл Иванович Росси (Карло ди Джованни Росси) родился 18 (29) декабря 1775 года в Италии. Прибыл в Россию вместе с семьей в конце 1780-х годов. Обучался архитектурному мастерству у итальянского зодчего Винченцо Бренны.
Становление Карла Росси как архитектора, в первую очередь, связано с Павловском. С юных лет он часто бывал в Павловском дворце, где его учитель Винченцо Бренна оформлял комнаты для великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны. Став императором, Павел I решил расширить дворец и поручил эти работы Бренне, который определил своим архитектурным помощником Росси. Вместе с Бренной Росси также работал на строительстве Михайловского замка. На выставке среди самых ранних работ Росси представлены листы из Альбома чертежей Михайловского замка (около 1800).
После убийства императора Павла I Бренна покинул Россию и взял с собой своего ученика. С 1802 по 1804 год Росси жил за границей, в частности, во Франции, где завершил свое образование и познакомился с лучшими образцами архитектуры французского ампира.
Уже в период ученичества Росси проявил себя как замечательный мастер декоративно-прикладного искусства, о чем свидетельствуют представленные на выставке рисунки мебели, осветительных приборов, ваз, настольных украшений и письменных приборов. Это подлинные графические листы из альбома, преподнесенного Росси вдовствующей императрице Марии Федоровне в 1803 году во время краткого визита из-за границы в Павловск.
Вскоре после возвращения в Россию Росси получил звание архитектора (1806). В 1808 году он был включен в Кремлевскую экспедицию, занимавшуюся вопросами строительства в Москве и других провинциальных городах. Об этом периоде деятельности архитектора на выставке напоминают проекты обывательских домов в Твери и каменных лавок в Бежецке.
В 1814 году Росси назначен главным архитектором Павловска, а его основной заказчицей стала вдовствующая императрица Мария Федоровна. Первой самостоятельной «павловской» работой архитектора стал проект Павильона Мира, построенный специально для праздника в честь императора Александра I, вернувшегося в Россию из Заграничного похода после одержанной победы над наполеоновской Францией.
Затем им были созданы проекты целого ряда парковых построек: Трельяжной (Турецкой) беседки, Ротонды, павильона Любви, павильона великой княгини Марии Павловны, разработаны типовые проекты для обывательских домов в городе Павловске и проект деревни Глазово в «русском стиле», расположенной на границе Павловского парка, выполнен проект Угловой гостиной в Павловском дворце. Все эти проекты можно увидеть на выставке.
Росси был тесно связан с Павловском в течении всей своей творческой деятельности. В экспозиции демонстрируются более поздние работы архитектора для этой загородной резиденции — проекты Большой дворцовой библиотеки (1824) и Николаевских (Чугунных) ворот (1826).
В 1816 году Росси назначен придворным архитектором. На протяжении последующих полутора десятилетий зодчий создал свои лучшие архитектурные произведения – грандиозные классические ансамбли, преобразившие центр Санкт-Петербурга. Величественные здания дворцов и правительственных учреждений в стиле русского ампира прославляли могущество и силу Российской империи, победившей в Отечественной войне 1812 года армию французского императора Наполеона Бонапарта.
По проектам зодчего были построены Елагиноостровский и Михайловский дворцы, реконструированы интерьеры Зимнего и Аничкова дворцов. Строя новые здания и преображая интерьеры «старых» Росси проектировал все декоративное убранство, включая двери, наборные паркетные полы, мебель, вазы, люстры, канделябры и другие предметы интерьера. Их облик был строго выверен и подчинен единой художественной идее.
На выставке представлен целый комплекс материалов, связанных с созданием дворцово-паркового ансамбля на Елагином острове, ансамбля Михайловского дворца и прилегающего к нему сада, а также с переустройством залов Зимнего дворца, включая знаменитую Военную галерею 1812 года. Наряду с эскизами мебели в экспозиции демонстрируются подлинные предметы гарнитуров, созданных Росси для Аничкова и Зимнего дворцов.
В 1819—1832 годах Росси спроектировал и построил здания Главного штаба и Министерства иностранных дел с триумфальной аркой в центре, Министерства финансов на Дворцовой площади, здания Сената и Синода на Сенатской площади, Александринский театр и Императорскую публичную библиотеку на Театральной площади, Министерства народного просвещения и Министерства внутренних дел на Театральной улице. При строительстве зданий Росси уделял большое внимание планировке и формированию прилегающих к ним улиц и площадей.
Отдельные разделы экспозиции рассказывают об истории создания этих крупнейших градостроительных проектов Росси. Здесь представлены проекты фасадов и внутреннего убранства зданий и масштабные градостроительные планы.
Параллельно с проектированием архитектурных ансамблей, Росси на протяжении почти всей своей творческой жизни сотрудничал с Императорским стеклянным заводом. Об этой малоизвестной деятельности великого архитектора напоминают на выставке вазы, чаши и канделябр, выполненные по эскизам Росси из стекла и хрусталя.
Также интерес представляют экспонаты, рассказывающие о работе архитектора в «Печальной комиссии 1825 года», организованной в связи со смертью Александра I. Это разработанные зодчим специально для похорон императора проекты траурного убранства Петропавловского собора. Здесь же можно увидеть уникальные предметы – подлинные створки от траурного катафалка Александра I, украшенные панно с изображением воинских атрибутов, которые также выполнены по рисункам Росси.
Дополняет экспозицию видовая графика XIX века, запечатлевшая творения Росси. Эти листы демонстрируют взгляд современников на архитектурные произведения, созданные зодчим.
Росси ушел в отставку в октябре 1832 года в связи с болезненным состоянием здоровьем. После выхода на пенсию творческая активность зодчего существенно снизилась. Последние годы жизни великого зодчего были тяжелыми: постоянная нехватка денег, проблемы материального положения, болезнь и смерть близких. Скончался Росси 6 (18) апреля 1849 года, заразившись холерой. Похоронен великий зодчий был на лютеранском Волковском кладбище, а в 1940 году его прах перезахоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Выставка в Петропавловской крепости будет работать до 1 марта 2026 года. В день рождения Карла Росси по старому и по новому стилям – 18 и 29 декабря 2025 года – посещение выставки для всех посетителей будет бесплатным.
Анонс предоставлен пресс-службой ГМИ СПб.