12+
Вологда, Советский пр-т, 6

Картоны к росписям Исаакиевского собора

Санкт-Петербург, Русский музей, Михайловский дворец, Инженерная ул., 4

 

Картоны к росписям Исаакиевского собора

13 августа 2025 – 19 января 2026

Ф.А. Бруни. Всемирный потоп. Картон. 1844–1845. Бумага, дублированная на холст, тушь, уголь, итальянский карандаш, лак. ГРМ.

Русский музей обладает уникальным по полноте, хотя не исчерпывающим комплексом подготовительных материалов (набросков, эскизов, картонов) к росписям Исаакиевского собора. В них зафиксированы рождение замысла, сложность творческих поисков, происходивших в напряженном и порой жестком взаимодействии художников с властью.

27 января 1843 года Николаем I был утвержден проект внутреннего убранства собора, представленный Огюстом Монферраном. В разработке программы росписей участвовал сам император и представители Синода. «[…] не опасаясь, скажу, – писал Монферран, – что гг. Брюллов, Бруни, Басин украсят внутренность Исаакиевского собора так, что оная в красоте превзойдет храмы, сооруженные в последнее время. Счастлив архитектор, которому будут способствовать подобные художники».

Именно Карлу Брюллову (1799–1852), Федору Бруни (1801–1875) и Петру Басину (1793–1877) были поручены наиболее значимые росписи. Брюллову предстояло расписать главный купол, Бруни – своды центрального нефа и часть аттика, Басину – приделы Св. Александра Невского, Св. Екатерины и также исполнить росписи в аттике. Процесс работы был следующим. Необходимо было представить эскизы – графический (общий замысел) и живописный (цветовое решение), затем картон композиции в полный размер. Эскизы утверждались императором, картоны – представителями Синода.

Карл Брюллов начал росписи в соборе в 1845 году одним из первых. Вскоре, по причине расстройства здоровья, он оставил работы, и завершать, начатое им, пришлось Петру Басину. В 1848–1854 годах Басин исполнил не только росписи в главном куполе, но также и недостающие к ним картоны, в частности, «Лобзание Иуды» (1848–1850), по эскизу Брюллова и завершил картон «Се человек» (1843–1850).

Еще один комплекс картонов для росписей Исаакиевского собора в собрании Русского музея составляют работы Федора Бруни. В этих монохромных работах художник минималистскими средствами достигает необычайной выразительности и эмоциональной насыщенности, иногда отчасти утраченной им в росписях. Картоны «Всемирный потоп» (1844–1845), «Страшный суд» (1844–1845), «Видение пророка Иезекииля» (1844–1845) – безусловно относятся к творческим удачам художника и наряду с картонами Карла Брюллова составляют одну из самых значительных страниц в истории русской монументальной графики середины XIX века.

Представленные на экспозиции картоны и эскизы позволяют увидеть замысел, который не был полностью реализован живописцами в интерьерах Исаакиевского собора.

Выставка проходит в Академических залах Михайловского дворца.

К.П. Брюллов с участием П.В. Басина. Се человек. Картон. 1843–1850. Бумага грунтованная, дублированная на холст, уголь, мел. ГРМ.

П.В. Басин. Лобзание Иуды. Картон. 1848–1850. Бумага грунтованная, дублированная на холст, уголь, мел. ГРМ.

 

http://www.rusmuseum.ru/ 

Все мероприятия