12+
Вологда, Советский пр-т, 6

Наш авангард

Санкт-Петербург, Русский музей, Корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, д. 2)

 

Наш авангард

21 июня – 1 декабря 2025

В. Кандинский. Импровизация. 1910. Холст, масло. ГРМ

В Русском музее хранится уникальная по объему, качеству и разнообразию коллекция искусства авангарда. Среди ее отличительных черт – высокий художественный уровень произведений, репрезентативность основных тенденций искусства, полнота и пропорциональность количественного представления авторов. Посетители выставки увидят более трехсот живописных работ, произведений печатной графики и фарфора.

За основу проекта «Наш авангард» взят принцип систематического показа: шедевры расположены по направлениям, течениям, пластической и мировоззренческой проблематике. Маршрут движется от «изма» к «изму» (импрессионизм – примитивизм – сезаннизм – кубизм – футуризм – абстракция – конструктивизм), наследуя, дополняя и совершенствуя ту модель, которая была выработана в музейной практике 1920-х годов. Одним из главных ориентиров стала деятельность руководимого Николаем Пуниным Отделения новейших течений Русского музея. Как и тогда, произведения одного и того же автора могут быть размещены в разных залах в зависимости от задач, решаемых художником в конкретный период его творчества.

Магистральную линию выставки дополняют «фокусные» залы. В одном из них собраны портреты и автопортреты деятелей культуры – «действующих лиц» эпохи, тех, кто создавал феномен русского авангарда. Другие залы посвящены постсупрематизму Казимира Малевича и аналитическому искусству Павла Филонова, что позволяет показать их наследие со всей возможной полнотой, подчеркнуть неоспоримо высокий статус художников и, более того, сделать акцент на специфике музейного собрания: нигде в мире нет столь значительных персональных комплексов этих мастеров.

Панорама тенденций, представленная живописью (и отчасти скульптурой), находит отражение и дальнейшее развитие в разделе станкового рисунка. Особое внимание также уделено футуристической книге и авангардному фарфору.

Памятный зал, обращенный к ключевому событию авангардного движения – постановке оперы «Победа над Солнцем» (1913), организован особым образом: зрителей ждет пустое пространство, в центре которого – рояль-метафора, а стены украшены проекцией эскизов декораций и костюмов Казимира Малевича в сопровождении фонограммы спектакля (музыка Михаила Матюшина, тексты Велимира Хлебникова и Алексея Крученых).

Ряд произведений для выставки любезно предоставили музеи России:

Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина;

Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых;

Государственная Третьяковская галерея;

Государственный музей истории Санкт-Петербурга;

Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник;

Екатеринбургский музей изобразительных искусств;

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник;

Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко;

Национальная галерея Республики Коми;

Нижегородский государственный художественный музей;

Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля;

Пермская государственная художественная галерея;

Самарский областной художественный музей;

Центр Зотов конструктивное пространство;

Челябинский государственный музей изобразительных искусств.

В. Стржеминский. Орудия и продукты производства. 1919-1920. Доска, масло, гипсовая крошка, дерево, пробка, металл. эмаль. ГРМ

В. Татлин. Матрос. 1911. Холст, масло. ГРМ

К. Малевич. Супрематизм. 1915-1916. Холст, масло. ГРМ

М. Шагал. Прогулка. 1917. Холст, масло. ГРМ

Н. Гончарова. Борцы.1908–1909. Холст, масло. ГРМ

Н. Гончарова. Велосипедист. 1913. Холст, масло. ГРМ

Н. Гончарова. Крестьяне. Из девятичастного полиптиха «Сбор винограда». 1911. ГРМ

 

http://www.rusmuseum.ru/ 

Все мероприятия