Санкт-Петербург, Русский музей, Михайловский замок (Садовая ул., д.2)
А.А. Греков (по рисунку М.Махаева). Проспект Летнего Ее Императорского Величества дому. 1750–1751
Облик елизаветинского Петербурга известен сейчас широкому зрителю исключительно благодаря творчеству выдающегося художника середины XVIII века Михаила Ивановича Махаева (1717–1770). По заданию императорской Академии наук в 1748–1750 годах он исполнил серию виртуозных рисунков с видами северной столицы. По этим рисованным оригиналам лучшие мастера Гравировальной палаты Академии – главной печатной мастерской Российской империи – исполнили двенадцать видов северной столицы и грандиозную карту города, которые были переплетены в великолепный альбом «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов», увидевший свет в 1753 году. Это был своего рода государственный проект, имеющий целью репрезентировать Петербург как совершенный европейский город, не уступающий по красоте лучшим мировым столицам. Изображения осуществленных построек – многие из этих шедевров архитектуры петровского и елизаветинского барокко сохранились и поныне – соседствовали на плане с условными обозначениями еще только проектируемых или недостроенных зданий. На городской карте и в видовых гравюрах во всей своей вещественной полноте предстает образ идеального городского пространства, лишенного пустырей и погорелых мест, где едва заложенный фундамент чудесно превращается в законченное здание. Иллюзорность образа должна была убеждать зрителя в реальном существовании его прототипа. Эта убедительность вызывала восхищение – но не столько мастерством художника, сколько мастерством и мудростью венценосного создателя идеи и величием империи, имеющей столь великолепную столицу.
Над созданием гравюр с видами Петербурга по рисункам М.И. Махаева трудились крупнейшие мастера елизаветинского времени – Г.А. Качалов, Е.Г. Виноградов, А.А. Греков, Я.В. Васильев, Е.Т. Внуков, И.П. Еляков. Их гравюры, как в виде отдельных листов, так и переплетенные в альбом, большими тиражами расходились по всей России. Экземпляры альбома петербургских видов отсылали «за море господам послам…, обретающимся при чужестранных дворах…, и в королевские тамошние библиотеки» в Варшаву и Берлин, Париж и Лондон, Стокгольм, Копенгаген, Вену и Дрезден. Эти гравюры вплоть до последней четверти XVIII столетия служили практически единственным источником для русских и иностранных художников, которые представляли в своих живописных и графических произведениях прекрасные ландшафты Петербурга такими, какими изобразил их М.И. Махаев. Этот бесценный материал, бережно сохраняющийся в фондах и редко доступный посетителям, Русский музей экспонирует на выставке «Петербург эпохи Елизаветы Петровны». Среди экспонатов можно увидеть несколько экземпляров альбома видовых гравюр 1753 года и живописные копии, сделанные с этих гравированных оригиналов.
Г.А. Качалов (по рисунку М.Махаева, 1748). Проспект Адмиралтейства и около лежащих строений. 1750–1751
И.П. Еляков (по рисунку М.Махаева).Проспект Биржи и Гостиного двора вверх по малой Неве.1750–1751