12+
Вологда, Советский пр-т, 6

Выставка «Птицы из одного гнезда: традиции и современность»

24 октября – 28 ноября 2025 года

Н. Сапрыкина _ Лилии на озере

24 октября 2025 года в 16:00 в выставочных залах особняка Румянцева (Галерная, д. 45) состоится открытие выставки «Птицы из одного гнезда: традиции и современность».

У зрителя, несомненно, возникает вопрос, что означает «птицы из одного гнезда»? В Ленинграде сформировалось в 1960-х годах и достигло рассвета к середине 1980-х годов художественное живописное направление – так называемая «эрмитажная школа». Основателем «эрмитажной школы» был Григорий Яковлевич Длугач (1908-1988) - живописец, педагог, разработавший метод аналитического копирования и интерпретации классической картины. У Длугача учились несколько поколений ленинградских (потом петербургских) живописцев. Они работали в Эрмитаже, копируя Тициана, Веронезе, Пуссена, Рембрандта и др. Основная задача, которую ставил Длугач, заключалась в выявлении с карандашом или кистью видимых, а чаще скрытых от зрителя, основных композиционных узлов, линий, точек силы; в поиске внутренних пластических связей, создающих образ.

«Эрмитажную школу» развивали несколько поколений художников и искусствоведов. Большую роль в этом сыграли «эрмитажники» второго поколения – Александр Зайцев, Станислав Мосевич, Ярослав Лаврентьев, которые сначала преподавали в Таврическом училище (ЛХУ им. Серова), где подготовили третье поколение «эрмитажников» (Ю. Гусев, С. Даниель, В. Кагарлицкий и др.), а затем преподавали в художественной студии Юсуповского дворца.

Представленные на выставке художники занимались у «эрмитажников» второго и третьего поколений с конца 1960-х до начала1990-х годов. Получив опыт аналитического исследования и интерпретации классики, они стали четвёртым поколением «эрмитажников».

В дальнейшем они пошли в живописи различными путями, и как круги на воде от брошенного камня, отошли довольно далеко от первоисточника.

Борис Ефремов (родился в Стерлитамаке 1955 году) наиболее последовательно применяет метод аналитической интерпретации классических картин. Его картины графичны, он активно использует для выразительности линии и яркий колорит.

Геннадий Гарвардт (родился в Уфе в 1954 г., скончался в Стокгольме в 1994 г.)  в начале творческого пути искал эмоциональной пластической выразительности в рамках фигуративной живописи. В дальнейшем он полностью окунулся в абстрактный экспрессионизм и достиг этом успеха.

Наталья Сапрыкина (родилась в Сыктывкаре в 1943 г.) на ранних этапах творчества активно применяла видимые структурные элементы композиций в портретах и пейзажах, но в дальнейшем она старается их скрыть в живой ткани реалистической живописи, где важны также состояние, настроение и романтическое отношение к природе.

 

Для посетителей выставка начнет работу 25 октября. Вход по билету в особняк Румянцева.

 

Анонс предоставлен пресс-службой ГМИ СПб.

Все мероприятия