Санкт-Петербург, Русский музей, Михайловский дворец, Инженерная ул., 4
О.Л. Делла-Вос-Кардовская. Портрет П.И. Нерадовского. 1926. ГРМ.
Будущий глава Художественного отдела Русского музея императора Александра III Пётр Иванович Нерадовский родился в семье художника в Москве. Отец его, Иван Диомидович Нерадовский (1837–1881), был выпускником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Сын, унаследовав его художественные способности, пошел по стопам отца и уже в 13 лет был зачислен в то же училище на отделение живописи. Первым учителем, от которого Нерадовский получил профессиональные навыки и знания, был Сергей Алексеевич Коровин, позже он продолжил обучение в мастерской под руководством Леонида Осиповича Пастернака. Переехав в Петербург, Нерадовский поступает в Императорскую Академию художеств и занимается у Ильи Ефимовича Репина (1896–1903). Его дипломная работа «Песня» (не сохранилась) с шестью этюдами экспонировалась на отчетной академической выставке 1903 года и привлекла внимание неординарной трактовкой сюжета. После окончания Академии талантливый живописец много и увлеченно работает, принимает участие в организации Нового общества художников, просуществовавшего с 1904 по 1917 годы, где в течение четырех лет, вплоть до 1910 года, выполняет работу секретаря. На выставках он показывает свои новые произведения, всегда доброжелательно отмечавшиеся критикой. Среди живописных портретов его кисти можно выделить изображение графа Александра Васильевича Олсуфьева (1906, ГРМ), высоко оцененный Александром Бенуа и участвовавший в международной выставке 1911 года в Риме.
Нерадовский создал и целый ряд графических портретов представителей современной русской художественной интеллигенции. Среди них – искусствовед, научный сотрудник Русского музея Н.Н. Пунин, художник и заведующий отделением гравюр и рисунков Русского музея Д.И. Митрохин, известные художники В.М. Васнецов, К.Ф. Юон, С.В. Чехонин и многие другие.
Хранителем художественного отдела Русского музея Нерадовский стал в 1909 году. По музейному уставу тех лет замещение должности хранителя, происходило по конкурсу, проводимому Академией художеств. При закрытом голосовании Нерадовский оказался в списке под вторым номером. Но Августейший управляющий Русского музея великий князь Георгий Михайлович остановился на кандидатуре Петра Ивановича Нерадовского, желая видеть хранителя «более молодым и энергичным». Товарищ управляющего граф Дмитрий Иванович Толстой в «Автобиографических записках» заметил: «С его назначения, можно сказать, началась новая эра для художественного отдела, и старая рутина потерпела окончательное поражение».
Петру Ивановичу Нерадовскому пришлось многое налаживать и менять в Русском музее. Талантливый художник неожиданно превратился в первоклассного музейщика. Он понимал, что необходимо в будущем создать новую экспозицию, используя современные научные подходы в развеске живописных произведений, способствовал приобретению новых работ, значительно пополнив музейное собрание.
Круг его служебных обязанностей был очень широким и разнообразным. Ему удалось создать новые отделы: древлехранилище (ныне отдел древнерусского искусства), библиотеку, фототеку. Нерадовский стоял у истоков создания научного архива.
При нем возрастает количество экспедиций по России, привозивших в музей произведения народного искусства. Он ведет большую научную работу, публикует свои статьи. В 1914 году он был избран действительным членом Академии художеств. В годы первой мировой войны Нерадовского призвали на военную службу, но уже в 1916 году он был отозван из армии и вернулся в музей.
В 1922 году благодаря Петру Ивановичу Нерадовскому в Русском музее была создана новая, тщательно продуманная экспозиция, получившая высокую оценку музейного сообщества. В 1912–1929 годы он не только выполнял обязанности хранителя, но также заведовал художественным отделом, а с 1929 по 1932 год оставался действительным членом совета музея. В 1930-е годы его дважды арестовывали. После досрочного освобождения, благодаря стараниям И.Э. Грабаря, Нерадовский возглавил Загорский филиал Центральной художественно-реставрационной мастерской. С 1950 года он работал в Москве, и все эти продолжал заниматься графикой и участвовал во многих выставках.
В день 80-летия Петра Ивановича Нерадовского, торжественно отмечавшегося 21 апреля 1955 года в московском Союзе советских художников, академик И.Э. Грабарь сказал: «Все вы хорошо знаете Государственный Русский музей в Ленинграде. Так вот Петр Иванович Нерадовский – его фактический создатель. И я счастлив напомнить об этом сегодня».
Умер Петр Иванович Нерадовский 20 декабря 1962 года в Москве и похоронен на Даниловском кладбище.
П.И. Нерадовский. Портрет Н.Н. Пунина. 1916. ГРМ.
П.И. Нерадовский. Портрет С.В. Чехонина. 1922. ГРМ.