Санкт-Петербург, Русский музей, Корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, д. 2)
П.П. Оссовский. Автопортрет. Белый квадрат холста. 2002. ГРМ
Выставка проводится в зале № 82 второго этажа Корпуса Бенуа.
Выставка посвящена юбилейной дате – 100-летию Петра Павловича Оссовского (1925–2015), живописца, графика, народного художника СССР (1989), лауреата Государственной премии СССР (1985), действительного члена Российской Академии художеств (1995).
Искусство русского и советского художника Петра Оссовского занимает в отечественной культуре особое место. С 1940-го по 1944 год он учился в художественной школе для одаренных детей, был вместе со школой в эвакуации в Башкирии. Затем окончил художественный институт им. В.И. Сурикова (1944–1950), с 1954 стал участником выставок, с 1956 – членом Союза художников.
Поколение Оссовского весомо и зримо вошло в послевоенное искусство страны, воплотив в программных полотнах эстетику «сурового стиля». Именно характеризуя картину Оссовского «Три поколения», критик Александр Каменский в 1960 году впервые в одной из своих статей употребил этот термин. «Суровый стиль» объединил художников, чье творчество, отмеченное масштабностью задач, было пронизано сильным личностным началом – Петра Оссовского, Виктора Иванова, Игоря Попова, Владимира Стожарова, братьев Алексея и Сергея Ткачевых и др. В своем творчестве Оссовский, следуя заветам своего учителя, выдающегося живописца Сергея Герасимова, мог вслед за ним повторить: «Моя тема – жизнь русского народа, русского человека». Живопись Оссовского во многом носит исповедальный характер и проникнута неизбывным чувством Родины, неравнодушием к судьбе страны и каждого отдельного человека.
Картины Оссовского отличают пластическая ясность живописного языка, масштабность видения, умение сочетать монументальное и камерное. Личностные интонации художника и в жанровой картине, и в пейзаже разнообразны и многомерны, будь то застывшая в солнечном мареве сонная Бухара или зимний ночной переезд с зеленым глазком семафора. Каждый предмет в изображении мастера обладает особой образностью, порой становясь главным «действующим лицом» полотна.
Оссовский – автор серий многочисленных серий, эпических циклов. В середине 1970-х годов Оссовский закончил серию «Рыбаки Псковского озера». Одна из картин этой серии, которая так и называется, – в Русском музее. Как символическое осмысление борьбы советского народа воспринимаются героико-драматические образы из цикла «История красной державы», написанного в 2000-х годах. В оценке сложных драматических поворотов истории Оссовский оставался верен идеалам своего военного детства, тревожной молодости и заветам учителей. Не может не вызывать уважения трепетное отношение автора к «белому квадрату холста», который символизирует неизъяснимое волнение творческого акта, обещающего победы и поражения, поиски и обретения. «Автопортрет» (2002) Оссовского – послание новым поколениям об ответственности творческого труда и о великой миссии художника.
П.П. Оссовский. Возвращение на пепелище. 40-е годы. 2006. ГРМ
П.П. Оссовский. Рождение города. 50-90-е годы. 2006. ГРМ