12+
Вологда, Советский пр-т, 6

Русский декоративный поднос

Санкт-Петербург, Русский музей, Строгановский дворец (Невский пр., д.17)

Русский декоративный поднос

28 июня 2025 – 1 февраля 2026

А.П. Гогин. Поднос «Фигурный». 1975. Жостово, Московская область. Металл, масло, лак, декоративная живопись

Выставка «Русский декоративный поднос» впервые показывает более 150 экспонатов XVII–XXI веков, демонстрирующих все разнообразие материалов, приемов украшения, имен выдающихся мастеров и известных художественных центров. Подносы создавали и использовали в разных социальных слоях и в разные исторические эпохи. Эти блюда издревле служили украшением праздничного стола и интерьера как в царских дворцах и помещичьих усадьбах, так и в трактирах и крестьянских избах. Русский музей представит пятивековую историю одного из главных предметов прикладного искусства России.

Обычай подносить почетным гостям дары и угощенья на блюде укоренился в России еще в XVI–XVII веках. В XVIII веке развитие производства самоваров и их популярность в быту укрепили спрос на прочные металлические подносы. Забавные миниатюрные сценки угощения гостей можно рассмотреть на эмалевых подносах, выполненных в Великом Устюге в 1760–1770-е годы. Уже во второй половине XIX – начале XX века подносные или «хлебосольные» блюда стали важной частью общественной жизни и встречались практически в каждом доме.

В начале XIX на подмосковной фабрике купца Лукутина начинается производство лакированных подносов из папье-маше, на Урале, в Подмосковье и в Петербурге – кованых железных подносов с росписью с использованием металлических порошков и сусального золота.

ХХ век принес новые идеи оформления подносов. В росписи фарфоровых сервизов, выполненных на Государственном фарфоровом заводе и в Декоративном институте в Петрограде в 1920–1930-е годы, сочетались агитационные призывы и советская эмблематика, супрематические мотивы. Подносы стали ярким проявлением разных направлений авангарда, возникших в начале века в теоретических манифестах и живописных произведениях.

Подносы знаменитой Жостовской фабрики декоративной росписи, расположенной в Подмосковье, впечатляют разнообразием форм и размеров, переливами оттенков перламутра и сусального золота, на фоне которых сияют цветы.     

Поднос объединяет людей: как буквально, рассаживая их вокруг себя, так и увлекая интересными сюжетами и красотой композиций, изображенных на их поверхности. Являясь и бытовым предметом, и подносом-картиной, экспериментальной работой или массовым образцом, поднос отражает вкусы и потребности общества, его стиль жизни и интересы. 

З.В. Кобылецкая. Чайный сервиз. 1923. Государственный фарфоровый завод, Петроград. Подглазурное крытье кобальтом, роспись надглазурная, золочение, цировка

С.Г. Шульман. Поднос «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Не позднее февраля 1925. Декоративный институт, Ленинград. Дерево, масло, роспись

Б.А. Савельев. Поднос «Петербургская раковина». 1987. Жостово, Московская область. Металл, масло, лак, декоративная живопись

Н.В. Морозова. Поднос из набора для кофе. 1966. г. Семенов, Нижегородская область. Дерево, резьба, хохломская роспись

Подносное (хлебосольное) блюдо. 1893. М.А. Тюфилин. Казань. Дерево, резьба. «Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Палладию...»

Чайный сервиз с драконами. 1840-е. Завод братьев Корниловых, Санкт-Петербург. Фарфор, надглазурная роспись, золочение

 

http://www.rusmuseum.ru/ 

Все мероприятия