12+
Вологда, Советский пр-т, 6

Весть

Санкт-Петербург, Русский музей, Корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, д. 2)

 

Весть

2 августа – 2 декабря 2024

Арт-группа ГрОМ. Информационная шахта. Kodak Professional Endura Premier Paper, пластификация, дибонд

Обращаем внимание, что часть выставки в залах № 101–105 будет закрыта 16 ноября 2024 г. Часть выставки в залах № 106–109 продолжит работу до 2 декабря 2024 г.

«Весть» – слово древнее, однако вполне применимо к современной жизни, наполненной  разного рода сообщениями. Экспозиция рассказывает о проблемах передачи и получения информации, о ее достоверности или обманчивости, и состоит из двенадцати разделов: «Письмо», «Послание как ритуал», «Газета»,  «Радио», «Телефон», «Телевидение», «Письмена, коды, шифры», «Сплетни, слухи, дезинформация», «Вести из космоса», «Вестники». Сигнал», «Цифровой мир». Авторов интересует не столько технологическая сторона коммуникационных процессов, сколько гуманистическая – «человеческая». В качестве сквозного мотива выступает весть – послание – месседж.

Повествование начинается с классических произведений русского искусства, в которых акцентируются моменты, выходящие за рамки привычных интерпретаций. Так, в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина подчеркнута установка на выразительность речевой коммуникации, обогащенной жестами, мимикой, паузами, интонированием. Она играет роль триггера, позволяющего  актуализировать  коммуникативные «сюжеты» многих произведений, в том числе и самых современных: сетевое общение сближается с устной, разговорной формой бытования языка. 

Произведения второй половины XIX века, связанные с доставкой и чтением частной корреспонденции, представляют приватный, отделенный от публичного пространства «мир вокруг письма». Отсюда тянутся нити к знаменитой народной картине Александра Лактионова «Письмо с фронта». Личное письмо становится символом добрых вестей для всех, кто их ждет в тревожное время.

Русский авангард осмысливал коммуникацию в системе мировых координат. Велимир Хлебников в 1921 году возложил на радио надежды на объединение человечества. «Радио Коминтерна» было запланировано Владимиром Татлиным в верхнем движущемся цилиндре башни «Памятник III Интернационалу». Объект Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина «3G International» является и оммажем этому великому произведению, и критическим высказыванием о пафосе глобальности.

Телефон, воплощенный в живописи, графике и скульптуре, представлен на выставке особенно широко. Телефонная связь в нашей истории имела как драматическую подоплеку («звонок сверху»), так и теплую домашнюю ауру. Изображенный разными авторами, дисковый телефонный аппарат транслирует свои собственные истории. Сегодня в портативном устройстве умещается вся жизнь человека. Новые роли мобильного телефона, привязанность к нему, потребность быть онлайн, концентрация разных «линий судьбы»  в одном гаджете, страх остаться без связи – все это темы  размышлений художников.

Значительная часть экспозиции отведена разделу, посвященному «вестям из космоса». Иван Говорков и Елена Губанова, группа «Recycle», Алла Урбан, Гриша Брускин и другие выявляют связи между образами космического вещества и их знаками в земном мире, между землей и небом.

С середины 1990-х телевизор становится символом ностальгических воспоминаний о детстве. К этой теме обращаются Константин Сутягин, Саша Браулов, Сергей Хеато, Юлия Маркос. Феномен стремительного устаревания технических устройств также находит свое отражение в искусстве: стрит-артисту Ялте-1970 г. почти археологическим объектом видится ноутбук, а Марьяне Насыбулловой – компьютерная дискета.

Завершают выставку работы молодых художников, существующих в пространстве медиа-арта. Их интересует обмен информацией между человеком и цифровой вселенной, метаморфозы человеческого тела в киберпространстве, процессы навигационного характера.

Выставка предлагает зрителю одновременно с компьютером включить воображение и почувствовать заклинательную силу слова «весть». Ощутить, что в мониторе, кроме современной технологической начинки,  есть нечто иное, «спрятанное» – благая Архангельская весть, факел, набат, корабельные сигнальные флажки, ручной набор петровских «Ведомостей», бегущая новостная строка…

Благодарим Дом культуры «ГЭС-2» за содействие и участие в выставочном проекте.

Возрастные ограничения: 0+

 Буланов Д.А. Бюро реклам принимает объявления во все газеты Ленинграда, Москвы и провинции. 1927. Бумага, хромолитография

Митлянский М.Д. Телефон II. Одиннадцатая часть полиптиха «Коридор II». 2013-2015 Холст, масло

Окштейн Ш.Б. Колокол. 2000. Холст, смешанная техника, графит, карандаш

Репин И.Е. Запорожцы. 1880-1891 Холст, масло

 

http://www.rusmuseum.ru/ 

Все мероприятия