Санкт-Петербург, Русский музей, Строгановский дворец (Невский пр., д.17)
Воробьев М.Н. Парад на Дворцовой площади в Петербурге. 1817. Холст, масло
Выставка посвящена столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображениями униформ императорской армии. Начавшись в 1810-е годы, при императоре Александре I, эта традиция продолжалась до 1910-х. Особенное внимание «военным» тарелкам уделяли императоры Николай I, обожавший парады и военную форму, и продолживший дело отца Александр II. Тарелки выпускались сериями, объединенными темой и оформлением. По цвету и декору бортов тарелок их так и называют: «красная», «бирюзовая», «сиреневая», «золотая». К росписи тарелок привлекались лучшие художники завода: В.Д. Елашевский, М.В. Крюков, В.Н. Мидин, А.Ф. Миронов, В.А. Столетов, Н.А. Яковлев и другие.
Перед зрителями развернется не только фарфоровый, но и графический «парад»: помимо тарелок, будут показаны рисунки и литографии, служившие источниками или непосредственно эскизами росписей, выполненные известными художниками «мундирного» жанра: Л.А. Белоусовым, А.И. Зауервейдом, В.В. Мазуровским, К.К. Пиратским, А.И. Шарлеманем. В Государственном Русском музее сохранились полные комплекты акварельных эскизов к двум сериям «военных» тарелок – «сиреневой» и второй «золотой».
Дополнят выставку живописные изображения столичных военных смотров и скульптурные портреты императоров в военной униформе.
Возрастное ограничение: 0+
Выставка организована при поддержке: ПАО «Северсталь», БФ «Доброта Севера», АО «Силовые машины».
Адольф Шарлемань. Формы обмундирования – Кавалергардский полк. 1878. Бумага, акварель
Петр Балашов. Формы обмундирования – Егерский полк . 1875. Бумага, акварель
Петр Балашов. Формы обмундирования – лейб-гвардии Уланский полк. 1877. Бумага, акварель
Тарелка с изображением чинов 27-й пехотной дивизии. 1873. Автор эскиза росписи – Карл Пиратский. Исполнитель росписи – Н. Кирсанов. Фарфор
Тарелка с изображением чинов лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской Фамилии батальона. 1877. Автор эскиза росписи – Адольф Шарлемань