Санкт-Петербург, Русский музей, Михайловский дворец, Инженерная ул., 4
Неизвестный художник. Сестра милосердия. 1904. Бумага, хромолитография. Фрагмент
В Садовом вестибюле Михайловского дворца Русский музей представляет выставку «Врачуя тела и души. Медицина в изобразительном искусстве», которая организована совместно с ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России и открыта специально к знаменательным датам: 45-летию НМИЦ им. В.А. Алмазова и 215-летию со дня рождения великого российского ученого-хирурга, основоположника военно-полевой хирургии и анатомии Николая Ивановича Пирогова. В экспозиции – 23 произведения, раскрывающих тему медицины на примере работ XIX и XX века. Среди авторов: Константин Афанасьев, Михаил Козловский, Евгения Эвенбах, Георгий Верейский, Владимир Конашевич, Павел Кондратьев и другие. Выставка расположена в Садовом вестибюле Михайловского дворца.
До новейшего времени в отечественной живописи тема медицины была представлена античными сюжетами и аллегориями, а также исполненными в разных техниках портретами видных врачей, участников походов и известных общественных деятелей.
Во второй половине XIX – начале ХХ веков внимание художников к образам врачей и развитию медицинской практики в целом становится более ощутимым. Появляются многочисленные произведения, посвящённые не только изображениям известных врачей, но и образы сестёр милосердия, жанровые сцены, портреты различных людей, активно способствующих формированию профессиональной медицины в России. Это утверждение на выставке иллюстрируют произведения Павла Кондратьева «Сестра милосердия», 1982, «О сестре милосердия», 1984 и графика Евгении Эвенбах «Сестра милосердия Виолетт играет раненым. Лист из тетради набросков, сделанных в госпиталях в 1915–1917 гг», 1916 и «Сестра милосердия. Лист из тетради набросков, сделанных в госпиталях в 1915–1917 гг», 1915. Это связано в первую очередь с развитием идей общественного здравоохранения, значительным увеличением роли земской медицины и укреплением значения гуманистической мысли в широком смысле.
Эти изменения нашли отражение и в изобразительном искусстве. Образы врачей получили более эмоциональную окраску, специфический психологизм в трактовке, подчеркивающий тонкие особенности личности, отражающие характерные представления о присущих истинным докторам качествах. На выставке представлены работы Петра Бореля «Портрет Н. Пирогова», 1869, Александра Лебедева «С.П. Боткин» 1877–1879 и «В.М. Тарновский», 1877–79 и других. Это важные в гуманистическом и этическом смысле установки – умение сострадать и сопереживать, способность широко мыслить, принимая во внимание не только телесные и психические особенности, но и собственные высокие интеллектуальные и личностные качества, обусловленные опытом твердость и уверенность в решениях, понимание ответственности профессионального долга.
В то же время в искусстве и культуре все более отчетливо видится новый, обобщенный подход в понимании фигуры врача. Она теряет обязательную связь с конкретными персоналиями, становится собирательным образом медицинского работника, занимающего и играющего вполне определённую и важную роль в повседневной жизни самых разных общественных кругов.
Сегодня же мы можем видеть значительное количество совершенно разноплановых произведений – касающихся медицины напрямую или косвенно, посвященных отдельным персоналиям или целым значимым явлениям медицинской, да и, наверное, общечеловеческой практики. Но неизменным остается одно: в центре этих творческих поисков все также находится человек и высокое представление о его миссии на Земле.
Г.С. Верейский. Портрет действительного члена Академии Медицинских наук СССР С.С. Гирголава. 1949. Литография с тоновой подкладкой
П.М. Кондратьев. Сестра милосердия. 1983. Холст, масло
Ю.М. Непринцев. Хирург И.П. Виноградов перед операцией. 1949. Литография
В.М. Конашевич. Портрет военврача 2-го ранга Л. Либова. 1943. Бумага, тушь, карандаш коричневый