Санкт-Петербург, Русский музей, Корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, д. 2)
Васнецов Ю.А. Петух с палочкой. 1967. ГРМ. Фрагмент.
Выставка проводится в зале № 80 второго этажа Корпуса Бенуа.
Ленинградский художник Юрий Алексеевич Васнецов (1900–1973) – живописец, график, сценограф, иллюстратор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), народный художник РСФСР (1973), лауреат Государственной премии СССР (1971), уроженец Вятки, сын священника и дальний родственник Виктора Васнецова – известен, прежде всего, как иллюстратор детской книги и мастер эстампа. Живопись Васнецова, с которой знакомит выставка, менее известна широкому кругу зрителей. Впервые картины художника были показаны на персональной экспозиции в Русском музее в 1979 году.
Интерес к живописно-пластическому видению мира был ощутим у Васнецова уже в произведениях периода обучения в Петроградских свободных художественно-учебных мастерских (ПГСХУМ). Тогда Васнецов усвоил систему цветовосприятия Матюшина, которая ощутима в раннем «Голубом пейзаже» (между 1923–1926). Другое произведение, «Натюрморт с шахматной доской» (между 1927 и 1928), выполнено в технике коллажа и связано с периодом обучения в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК) под руководством Казимира Малевича: в те годы Васнецов хотел освоить кубистическое построение картины. В 1931 году вместе с художником Николаем Костровым Юрий Васнецов совершил поездку в Карелию в поселок Сороки (Беломорск), где создал выразительный образ рыбака («Рыбак с семгой», 1931).
В 1932 году Васнецов был принят в аспирантуру Всероссийской Академии художеств, где занимался у Владимира Лебедева. Тема его дипломной работы была связана с сюжетом о застолье в провинции, но картина не была завершена. В собрании Русского музея находится один из этюдов к этой композиции – «Дама с мышкой». Живопись художника в эти годы становится более ажурной и утонченной.
Важнейший этап в творчестве Юрия Васнецова – работа под руководством Владимира Лебедева в созданном в конце 1920-х годов Детгизе. Там работала целая плеяда замечательных художников, среди которых были близкие друзья Васнецова – Валентин Курдов, Николай Костров, Евгений Чарушин. Если в ранних своих иллюстрациях художники Детгиза пытались подражать детскому рисунку, то впоследствии ими был выработан узнаваемый художественный язык, в котором использовались многие формальные приемы мастеров-авангардистов. Эти приемы было невозможно воспроизвести в станковой живописи, но они оказались органично усвоены книжной иллюстрацией. «Специфически детский» (определение искусствоведа Всеволода Петрова) юмор основан на кажущемся алогизме запечатленного в иллюстрации действия или выбора атрибутов для сказочного персонажа. Так, например, звери в книжных иллюстрациях Юрия Васнецова часто держат в лапах цветок или какой-то другой «человеческий» предмет. Подобная трактовка сказочных сюжетов в иллюстрациях Васнецова сопоставима с художественными приемами поэзии и прозы обэриутов (ОБЭРИУ́ – Объединение реального искусства), которые также стояли у истоков сложения детской книги. Васнецов, в частности, иллюстрировал Даниила Хармса.
В одном из интервью Юрий Васнецов объяснял, что «в сказке все должно быть по-другому. Коробка спичек тоже должна быть сказочной […], нельзя все страшно досказывать, прорисовывать». Художник стремился воплотить в картине фольклорное мироощущение и поэтому обращался к языку народного искусства. Васнецов очень любил творчество грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани. В семье художника хранились подносы XVII века, подаренные Владимиром Лебедевым, нижегородские расписные прялки XIX века, резные ставни деревенских окон.
Начало блокады Юрий Васнецов провел в Ленинграде, но в конце 1941 года был эвакуирован в Пермь. 1943 год застал его в Загорске (ныне – Сергиев Посад), где был создан ряд живописных зимних пейзажей в утонченной серебристой гамме.
В 1960-е годы Васнецов интенсивно работал над живописью, однако созданные в этот период картины при жизни художника не покидали стен мастерской, обстановка которой, включавшая предметы народного искусства, была запечатлена и в его полотнах. Вместе с тем Васнецов, продолжая создавать образы сказочных персонажей, писал цветы, интерьеры, виды поселка Рощино (где была его дача). В поздних картинах мастера очевиден опыт работы над иллюстрациями к сказкам: Васнецов обнаружил глубокое понимание народного творчества, к примеру, в основе композиции картины «Петух с палочкой» (1967, ГРМ) лежит идея расписного подноса.
Позднюю живописную манеру Васнецова характеризует пастозное письмо. Он работал над каждой картиной, многократно корректируя отдельные детали композиции. Живописных произведений в поздний период творчества было создано немного. Васнецов в каких-то работах мог вернуться к почти завершенному холсту через большой промежуток времени и существенно изменить композицию, заканчивая многочисленными лессировками, создающими эффект «живописной дымки».
Русский музей обладает большой и ценной коллекцией произведений Юрия Васнецова, отражающей главные периоды и аспекты его художественной деятельности. Выставка приурочена к 125-летию со дня рождения мастера, творчество которого органично связано с таким значительным явлением как русский авангард.
Возрастное ограничение: 0+
Васнецов Ю.А. Голубой пейзаж. Между 1923 и 1926. ГРМ.
Васнецов Ю.А. Дама с мышкой. Между 1932 и 1934. ГРМ.
Васнецов Ю.А. Натюрморт с рыбой. 1934. ГРМ.
Васнецов Ю.А. Натюрморт со шляпой. 1931. ГРМ.
Васнецов Ю.А. Петух с палочкой. 1967. ГРМ.
Васнецов Ю.А. Рыбак с семгой. 1931. ГРМ.