12+
Вологда, Советский пр-т, 6

Продолжаем знакомиться со столицей Серебряного ожерелья России

Старинное село Республики Коми Усть-Цильма стало новой столицей Серебряного ожерелья России в октябре 2021 года. Давайте узнаем больше об этом удивительном крае. Сегодняшняя тема — устное народное творчество.

Былины, духовные стихи, песни, сказки поговорки, пословицы, сохранившиеся на Усть-Цилемской земле, имеют непосредственное отношение к устной культуре древнего Новгорода. Дело в том, что новгородцы стали активно переселяться на правый берег протекающей через Усть-Цильму реки Печоры еще в XVI веке.

Появление новгородцев сыграло огромное значение в дальнейшей судьбе края, который стал развиваться под непосредственным влиянием Новгорода, одного из крупнейших хозяйственных и культурных центров Европы. Печора превратилась в важный торговый путь, связанный с Беломорьем, которое соединяло Россию с Западом. Печорский край ожил. На берегах Печоры появились разные люди, среди которых было немало калик – перехожих, странников и скоморохов – носителей классической народной поэзии.

 «Ко всему можно добавить, что вообще старинщики пользуются на Низовой Печоре уважением среди односельчан; их считают особенно развитыми, наделёнными какой-то особенной способностью, даром, которым, пожалуй, можно гордиться, и фраза: «О, он сказитель!» служит большой похвалой»,  – так писал первый исследователь былинного творчества крестьян Печоры Николай Евгеньевич Ончуков, побывавший в Усть-Цильме в начале XX века. Всего он записал более 70 былин от 17 сказителей.

Печорский былинный эпос в процессе своего развития приобрёл местные традиции, как в репертуаре, так и в манере исполнения особым напевом. Печорская былина отличалась рядом особенностей. Например, повествование было насыщено чертами повседневного крестьянского быта, а иногда и фантастическими элементами, перенесёнными из волшебных сказок и местных поверий.

Хотите послушать записи былин Усть-Цильмы? Это можно сделать на сайте Центра народного творчества и повышения квалификации: http://cntipk.ru/objects/byliny-ust-czilmy/

Еще один известный российский этнограф, фольклорист, исследователь Печорского эпоса – Татьяна Александровна Бершнтам о месте бытования былин даёт следующие сведения: «Важнейшую роль в этом процесе унификации сыграла «матушка Печора». На протяжении нескольких веков она была для многих поколений северян и главной транспортной артерией, и постоянным местом работы. Собиратели в один голос отмечают, что в старое время былина звучала здесь не в деревнях, а на рыболовных промыслах, куда на долгие месяцы перебиралось чуть ли, не все мужское население. «День на Печоре осенью и особенно зимой очень короток, и, проработав часов 5—6, при наступившей темноте все принуждены на невольный отдых, — писал Н. Е. Ончуков. — Работы кончают в 5, в 4 часа дня, а спать еще рано. Вот тут-то и выступают на сцену сказочники и старинщики, которых, говорили мне, нарочно старается всеми мерами залучить в артель составляющий ее староста».

Помимо былинщиков, известны и печорские сказочники. Сказочников, как и сказителей былин, первым выявил Н.Е. Ончуков, назвав их «умственной аристократией деревни». «Как бы то ни было, и сказители былин, и сказочники, несомненно, исключительный народ. Это своя, часто даже не грамотная, но всё же интеллигенция деревни».

Приглашаем вас узнать еще больше о культуре и традициях Усть-Цильмы в группе Центра народного творчества и национальных культур: https://vk.com/club166657279

 

 

Все новости