В Национальной галерее открылась первая коми биеннале «Новое открытие Севера». Для республики это проект-вызов, ведь до этого момента она не была представлена на карте современного искусства России. Для подготовки работ в регион прибыли художники, чей статус организаторы сравнили с солистами Большого театра и членами сборной Италии по футболу. В Коми они пробовали себя в качестве исследователей и осмысляли историю, мифологию, традиции региона. Результат их работы удивит жителей республики – от национальных поясов, использованных для шибари, до скриншотов экрана телефона на тему ГУЛАГа.
Коми биеннале заняла большую часть залов Нацгалереи – весь первый этаж, холл, коридор и некоторые залы второго. Такие объемы экспозиции вполне понятны: в основной программе участвуют 11 художников, еще три художественные организации представили свои спецпроекты.
На входе посетителей встречает краткое описание проекта от его автора и комиссара Пьера Броше, которое можно воспринять и как предупреждение:
- Сделать биеннале современного искусства с уникальной концепцией сегодня настоящий вызов. После Венеции, Сан-Паулу, Лиона, Торонто, Сиднея, Хельсинки, Стамбула, Берлина и многих других городов создать нечто идеологически новое и художественно самобытное непросто. Особенно, учитывая тот факт, что локация, выбранная нами, Коми – регион недостаточно известный, окруженный, как и любая республика в составе Российской Федерации, ореолом этнических и культурных стереотипов.
Еще одна условная сложность организации подобного проекта в республике – она не знакома с современным искусством, и современное искусство не знакомо с ней. Пьер Броше на открытии вспомнил, что во время первых визитов в Коми почувствовал, что «здесь не пахнет современным искусством». Участники биеннале на пресс-конференции также неоднократно говорили, что для них это незнакомая территория. Художник основной программы Игорь Самолет один из немногих имеет реальную связь с Коми: он проучился в СГУ им. Питирима Сорокина, жил в Сыктывкаре, здесь же начал выставляться. Но и по его словам, уезжая из республики, он думал, что тут невозможно провести подобный проект:
- Так сложилось, что у Сыктывкара нет связи с центром. Он такой медвежий угол в современном искусстве. Никаких логистических линий не было, чтобы кто-то сюда ездил.
Чтобы исправить сложившееся положение вещей, организаторы решили дать участникам возможность стать исследователям. Весной-летом они путешествовали по нескольким локациям – Сыктывкар, Усть-Кулом, Удора, Ухта, Инта, Ижма, Усть-Цильма, Воркута - и в пути создавали работы для проекта.
Знакомство с экспозицией можно начинать с любой точки галереи, ведь проекты по факту самостоятельны и единственное, что их объединяет – художественное открытие Севера. Еще на улице посетителей встречает инсталляция Ивана Горшкова «Интинский метеорит». Это почти бесформенная надувная кукла-скульптура, расположенная вместо постамента на нартах. Она составлена из найденных в Интернете картинок и образов, отсылающих к цифровой реальности. С этой скульптурой Иван Горшков ездил по национальному парку «Югыд Ва», и в итоге посетители могут увидеть не только саму куклу, но и ее снимки, а также видео с просторов заповедника.
Помимо основной программы, на биеннале есть специальные проекты. Один из них – давно знакомый жителям республики пленэр «Клюква» в центре «Югор». Два других презентованы на первом этаже Нацгалереи. Первый – «Павильон общества» от французской художественно-исследовательской группы La Méditerranée. Три автора работали с местными материалами: Эдгар Сарин превратил усохшие и аварийные деревья из парка «Строитель» в тотемы в человеческий рост, Матео Ревилло создал фрески с геометрическими узорами из пчелиного воска и нефти из Ухты, Апполинария Брошь – картины-плиты из местных минералов.